The OpenNET Project / Index page

[ новости /+++ | форум | теги | ]

Релиз Mesa 23.1, свободной реализации OpenGL и Vulkan

11.05.2023 19:40

Опубликован релиз свободной реализации API OpenGL и Vulkan - Mesa 23.1.0. Первый выпуск ветки Mesa 23.1.0 имеет экспериментальный статус - после проведения окончательной стабилизации кода будет выпущена стабильная версия 23.1.1.

В Mesa 23.1 доступна поддержка графического API Vulkan 1.3 в драйверах anv для GPU Intel, radv для GPU AMD, tu для GPU Qualcomm и в режиме эмулятора (vn). Поддержка Vulkan 1.1 реализована в программном растеризаторе lavapipe (lvp), а Vulkan 1.0 в драйвере v3dv (GPU Broadcom VideoCore VI из Raspberry Pi 4).

В Mesa также обеспечивается полная поддержка OpenGL 4.6 для драйверов i965, iris (Intel), radeonsi (AMD), zink и llvmpipe. Поддержка OpenGL 4.5 доступна для GPU AMD (r600), NVIDIA (nvc0) и Qualcomm Adreno (freedreno), OpenGL 4.3 для virgl (виртуальный GPU Virgil3D для QEMU/KVM), а OpenGL 4.2 для драйвера d3d12 (прослойка для организации работы OpenGL поверх DirectX 12).

Основные новшества:

  • В драйвер Rusticl с реализацией спецификации OpenCL 3.0, написанной на языке Rust, добавлена поддержка GPU AMD.
  • В Vulkan-драйверах ANV (Intel) и RADV (AMD) реализована начальная поддержка расширения Vulkan Video, определяющего возможности для аппаратного ускорения декодирования видео.
  • В OpenGL-драйвере RadeonSI и Vulkan-драйвере RADV добавлена поддержка GPU AMD на базе архитектуры RDNA3/GFX11 (серия Radeon RX 7900). Добавлена начальная поддержка GPU AMD GFX940 (AMD Instinct MI300).
  • В Vulkan-драйвере RADV (AMD) реализована поддержка расширения Graphics Pipeline Library (GPL), обеспечивающего компиляцию четырёх различных частей графических конвейеров (pipeline) для ускорения загрузки конвейера в приложениях, повторно использующих одинаковые шейдеры.
  • В Vulkan-драйвере RADV (AMD) для GPU GFX11 реализована поддержка инструмента профилирования Radeon GPU Profiler (RGP).
  • В Vulkan-драйвер RADV включены подготовленные компанией Valve оптимизации, нацеленные на повышение производительности игр на приставке Steam Deck.
  • В Vulkan-драйвере RADV реализована поддержка компактного дискового кэша, размещаемого в одном файле и позволяющего сократить общий размер кэша на 60%.
  • Внесены изменения, улучшающие поддержку EGL в окружении Haiku OS.
  • В OpenGL-драйвере asahi для GPU Apple AGX, используемого в чипах Apple M1 и M2, реализована возможность кэширования шейдеров на диске.
  • В Vulkan-драйвере ANV (Intel) и OpenGL-драйвере Iris улучшена поддержка дискретных видеокарт Intel DG2-G12 (Arc Alchemist) и GPU Meteor Lake.
  • Добавлена начальная поддержка CPU LoongArch.
  • Добавлена поддержка расширений Vulkan:
  • В Vulkan-драйвер RADV (AMD) добавлена поддержка структур extendedDynamicState3ColorBlendEquation, primitiveUnderestimation (для GPU GFX9+) и fullyCoveredFragmentShaderInputVariable (для GPU GFX9+).
  • В драйвер r600 для Evergreen и более новых семейств GPU AMD добавлена поддержка OpenGL-расширения OpenGL GL_NV_alpha_to_coverage_dither_control.


  1. Главная ссылка к новости (https://lists.freedesktop.org/...)
  2. OpenNews: Релиз Mesa 23.0, свободной реализации OpenGL и Vulkan
  3. OpenNews: В написанной на Rust реализации OpenCL для Mesa обеспечена поддержка OpenCL 3.0
  4. OpenNews: Из Mesa удалён код классических драйверов, не использующих Gallium3D
  5. OpenNews: В Mesa принят OpenGL-драйвер с начальной поддержкой чипов Apple M1
  6. OpenNews: Релиз Mesa 22.2, свободной реализации OpenGL и Vulkan
Лицензия: CC BY 3.0
Короткая ссылка: https://opennet.ru/59122-mesa
Ключевые слова: mesa, opengl, vulkan
При перепечатке указание ссылки на opennet.ru обязательно


Обсуждение (39) Ajax | 1 уровень | Линейный | +/- | Раскрыть всё | RSS
  • 1.2, Аноним (2), 21:51, 11/05/2023 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • +3 +/
    ROCm в mesa будет?
     
  • 1.4, Аноним (4), 21:55, 11/05/2023 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • +/
    r600 на NIR ещё не перевели?
     
     
  • 2.5, НяшМяш (ok), 22:16, 11/05/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +1 +/
    https://gitlab.freedesktop.org/mesa/mesa/-/merge_requests/18753
    Ещё в 22.3 перевели.
     
  • 2.20, Аноним (20), 11:22, 12/05/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Разве сейчас SPIR-V не в моде?
     
     
  • 3.24, Аноним (-), 11:58, 12/05/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    > Разве сейчас SPIR-V не в моде?

    У них как ни странно есть несколько IR для разных целей и одно не замена другому.

     

  • 1.6, Анонимусс (?), 22:28, 11/05/2023 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • +3 +/
    О нет! Они не смогли спасти кловер!
     
     
  • 2.9, name (??), 22:45, 11/05/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • –1 +/
    Жалко его, теперь раст будут пихать. Ещё неизвесно, будет ли он старые видюхи поддерживать.
     
     
  • 3.10, Вирт (?), 22:54, 11/05/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    А как связаны использование Rust и поддержка старых видюх?
     
     
  • 4.11, Анонин (?), 23:29, 11/05/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +5 +/
    При переписывании могу не найти живых свидетелей того старого хлама и не узнав подробности выкинуть поддержку.
     
  • 4.17, n00by (ok), 06:37, 12/05/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Читайте "Огонь и движение" Джоэля Спольски.
     

  • 1.7, EndrII (ok), 22:33, 11/05/2023 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • +1 +/
    В OpenGL-драйвере RadeonSI и Vulkan-драйвере RADV добавлена поддержка GPU AMD на базе архитектуры RDNA3/GFX11 (серия Radeon RX 7900). Добавлена начальная поддержка GPU AMD GFX940 (AMD Instinct MI300).

    что то я не совсем понял - сейчас юзаю драйвер 23.0.2 на 7900xtx и все работает.

     
     
  • 2.14, Аноним (14), 01:17, 12/05/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +1 +/
    если все работает, то чего бухтишь?
     
  • 2.25, Аноним (25), 12:11, 12/05/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • –1 +/
    Речь о Radeosi и radv, у вас по умолчанию стоит amdgpu.
     

  • 1.8, Аноним (8), 22:41, 11/05/2023 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • +5 +/
    > подготовленные компанией Valve

    Котаны молодцы, сами зарабатывают и опенсорс толкают во всю мощь

     
     
  • 2.12, annonn (?), 23:59, 11/05/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +1 +/
    еще бы халфлайф 3 выпустили...
     
     
  • 3.15, Аноним (14), 01:25, 12/05/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +4 +/
    он уже выпущен, называется халф лайф аликс. Лучше бы они выпустили халф лайф 2 эпизод 3. Ведь все же было: движок был, 3D-контент был, сценарий тоже был готов, а фанаты просто ждали очередную серию, а не что-то сверхвыдающееся. Нужно было просто пойти по отработанному пути и выпустить последний эпизод - поставить точку в сюжете, чего сделано не было.
     
     
  • 4.18, Пряник (?), 10:05, 12/05/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +1 +/
    Valve всегда оставляют зрителя в максимально подвешенном состоянии. Как бы помещают нас в стазис, словно Гордона Фримена, до того момента, когда руководство G-Man предложит новую работу.
     
     
  • 5.31, Аноним (31), 13:56, 12/05/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Поэтому идут в Майкрософт?
     
  • 4.22, Бывалый смузихлёб (?), 11:36, 12/05/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +2 +/
    с продолжением старых игор очень непросто кому-то угодить:
    Если тупо сделать продолжение на том что уже было - поучится нечто старое. В итоге, и молодым не понравится и у стариков не будет ностальгии, ведь это всё равно новое и именно в этом в молодости они не играли
    Если сделать что-то новое - старикам всё равно не понравится, да и старую историю продолжить не удастся - мир уже совсем другой. Молодёжи - как повезёт

    Я вот не отказался бы от продолжения JK:JO / JK:JA или Galactic Battlegrounds
    Но почти уверен что получится гамно что бы ни сделали и как бы ни начинали

     
     
  • 5.40, Аноним (40), 02:25, 14/05/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +1 +/
    Чушь порешь. Ты непонятно кого зовешь стариками. Тех кто в 6 лет гонял в игры 90-х?
    Старье выпускают потому что не сделали ничего на смену Warcraft III потому что надо очень сильно напрячься чтобы сделать всех героев кривыми, а у другие проектов такого в принципе нет.
    Disciples имеют героя, который может впитывая опыт развиваться в нужную сторону, но это не новье и устареть не может ибо там 2Д графика. 3-я часть тоже вполне играбельна.
    WoW перевыпустили чтобы улучшить убогую даже на момент графику потому что в момент выпуска у людей поголовно был мусор вместо компа.
    Современные казуалы были бы порваны и сосали в SWG ввиду ресурсов и изготовления всего игроками вплоть до аптечек.
    Впрочем они все еще могут зайти в Quake Champions чтобы осознать какие никчемные утырки они с уровнем развития амебы.
     
     
  • 6.41, Бывалый смузихлёб (?), 07:51, 15/05/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Это юмористическое именование )
    Тех, кто лет 15-20 назад играл в игоры. За это время очень многое меняется, но ощущение, что игры принципиально лучше не становятся. Будто есть какой-то резкий скачок в плане жанровости или игровой механики, по его мотивам лепят кучу аналогичных игр, потом это приедается и всё замирает в ожидании следующего с выпуском кучи проходных проектов которые ещё до релиза уже приелись

    > Старье выпускают потому что не сделали ничего на смену Warcraft III потому
    > что надо очень сильно напрячься чтобы сделать всех героев кривыми, а
    > у другие проектов такого в принципе нет.

    Тем не менее, пока не сказать чтобы вышло именно такое продолжение диабло, которое ожидали любители первых двух частей. Да и многого другого это касается
    За исключением, разве что, SW Battlefront 2 нового выпуска - разжирел раз в 10, стал симпатичней но остался почти тем же. Правда, на всяких стимах и гогах и "классический" баттлфронт подпилили так, что он превратился в тупую казуалку, ну да ладно

    Да даже фоллаут. Фаны первой части ругаются на остальные, мол урезанное, убогое и скучное
    Мне первые части не нравятся из-за совершенно уродской графики. Где-то начиная с 3-го вполне играбельно, но очень похоже на Обливион с другими текстурами

    > WoW перевыпустили чтобы улучшить убогую даже на момент графику потому что в
    > момент выпуска у людей поголовно был мусор вместо компа.

    Там может быть дело не столько в компах, сколько изначально в пробе пера и нежелании тратить лишние деньги, да и у мониторов тогда разрешение было далеко не 4к
    Вдобавок, в те времена многое упиралось скорее в тырнет

    > Современные казуалы были бы порваны и сосали в SWG ввиду ресурсов и
    > изготовления всего игроками вплоть до аптечек.

    Вот это не понял. И что за СВГ - тоже


     
     
  • 7.42, Аноним (42), 15:08, 16/05/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Star Wars Galaxies, наверно
     

  • 1.13, Аноним (13), 00:22, 12/05/2023 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • +/
    а Vulkan 1.0 в драйвере v3dv (GPU Broadcom VideoCore VI из Raspberry Pi 4) - импотенты!
     
     
  • 2.16, name (??), 01:48, 12/05/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    В панфросте и его нет, только кусочки вулкана panvk реализует. Но будет, надемся, ждём.
     
  • 2.19, Аноним (20), 11:18, 12/05/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Понимаешь в чём дело. Видеопроцессор VideoCore IV был долгожителем. На первых трёх моделях Raspberry Pi был именно он.

    На Raspberry Pi 4 вставили новый GPU - VideoCore VI. Ну круто же! Но вот вопрос... А где пятая модель?

    Я не гуглил, но предполагаю, что Raspberry Pi 4 должен был иметь VideoCore V, но выпуск Vulkan заставил выпустить аж целый новый GPU VideoCore VI.

    Потому что игнорировать Vulkan было нельзя. Он даже на мобилках есть. а VideoCore ставят в том в числе и в мобильные телефоны.

    Почему же Vulkan только первой версии? Наверное потому что производитель не может выпустить VideoCore VII, а вынужден довольствоваться тем, что есть. Это как если бы NVIDIA была вынуждена добавлять Vulkan 1.3 в Maxwell, а AMD - в GCN 1.0

     
     
  • 3.26, Аноним (13), 12:14, 12/05/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Понимаешь в чём дело. -там всего один инвалид этот дравйвер для малины писал. как осилил, боле мение, сразу забил. остальные все импотенты, даже и не пытались!
     
     
  • 4.33, Аноним (31), 20:42, 12/05/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +1 +/
    > боле мение

    Боль не менее же )

     

  • 1.21, Аноним (20), 11:27, 12/05/2023 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • +1 +/
    > В драйвер r600 для Evergreen и более новых семейств GPU AMD добавлена поддержка OpenGL-расширения OpenGL GL_NV_alpha_to_coverage_dither_control.

    Эээй... Я не для того покупал AMD, чтобы пользоваться NVIDIA-расширениями! Как убрать?

    И ещё меня раздражает, что при запуске компьютера я вижу надпись Updating NVRAM... Update OK!

    А при выключении Google Chrome я вижу в консоли:
    ERROR:gl_utils.cc(319) WebGL, GL Driver Message (OpenGL, Performance, GL_CLOSE_PATH_NV, High): GPU stall due to ReadPixels

    Что за GL_CLOSE_PATH_NV! У меня нет NVIDIA, почему бы не вызывать обычный вызов без _NV!

    Пропитали весь комп своим NVIDIA!

     
     
  • 2.27, Аноним (27), 12:22, 12/05/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +2 +/
    и я вот не знаю, сказать етому анониму или нет, что /usr/bin/env означает enable nvidia ? он же от огорчения компьютер из окна выбросит.
     
     
  • 3.29, Аноним (20), 12:35, 12/05/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Не обманешь! env это среда!
     
  • 3.36, Аноним (-), 16:14, 13/05/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    >и я вот не знаю, сказать етому анониму или нет, что /usr/bin/env означает enable nvidia ?

    env означает, вернее это сокращение английского слова environment - среда, окружение.

     
  • 2.28, Аноним (25), 12:24, 12/05/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    NVRAM Non Volatile Random Access Memory.
     
     
  • 3.30, Аноним (20), 12:35, 12/05/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Ах вот оно что! Я думал, NVIDIA уже производителей материнских плат подкупила!
     
  • 2.32, Аноним (32), 18:23, 12/05/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    NVIDIA так-то основной двигатель индустрии и разработчик всех этих расширений, которые затем попадают в основной стандарт и к конкурентам. И если они более эффективно решают задачу, то почему бы и не пользоваться? Кстати, зачем ты nvram обновляешь, в котором ограничены циклы записи? Это чтоб поскорее новый бежал покупать? Я бы на твоём месте не запускал такой компьютер часто -- каждое такое включение вполне конкретно уменьшает количество раз, которые он ещё включится.
     
     
  • 3.37, Аноним (-), 16:17, 13/05/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Если бы NVIDIA была двигателем индустрии Линукс не показывал бы фак нвидии. Проприетарщики по определению не могут быть двигателями, они лишь тормозят развитие IT.
     
     
  • 4.38, Аноним (32), 17:22, 13/05/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • –2 +/
    Самому-то не смешно?
     

  • 1.34, Аноним (34), 10:00, 13/05/2023 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • +/
    Собрал 23.1.0 с растом и иже сним  SVP https://www.svp-team.com/ru/home/
    не работает clinfo выводит минимум инфы откатился на обратно на amdgpu-pro-21.30 и все опять в порядке.
    Глючно сыро и не работоспособно как и кловер.

    clinfo:
      Platform Name                                   AMD Accelerated Parallel Processing
    Number of devices                                 1
      Device Name                                     Ellesmere
      Device Vendor                                   Advanced Micro Devices, Inc.
      Device Vendor ID                                0x1002
      Device Version                                  OpenCL 2.0 AMD-APP (3302.5)
      Driver Version                                  3302.5 (PAL,HSAIL)
      Device OpenCL C Version                         OpenCL C 2.0
      Device Type                                     GPU
      Device Board Name (AMD)                         Radeon RX 570

     
  • 1.35, Аноним (34), 10:10, 13/05/2023 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • +/
    Имел ввиду у меня составной драйвер mesa -rustopencl +amdgpu-pro-opencl
     
     
  • 2.39, Аноним (40), 02:17, 14/05/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Раскодируйся уже. OpenCL сбоку приколачивается к свободному драйверу если кому нужно.
     

     Добавить комментарий
    Имя:
    E-Mail:
    Текст:



    Партнёры:
    PostgresPro
    Inferno Solutions
    Hosting by Hoster.ru
    Хостинг:

    Закладки на сайте
    Проследить за страницей
    Created 1996-2024 by Maxim Chirkov
    Добавить, Поддержать, Вебмастеру