The OpenNET Project / Index page

[ новости /+++ | форум | теги | ]

Релиз Mesa 10.0 c поддержкой OpenGL 3.3 и DRI3

01.12.2013 21:15

Представлен релиз свободной реализации OpenGL API - Mesa 10.0. Значительный скачок в нумерации версий связан с реализацией совместимости с OpenGL 3.2 и OpenGL 3.3 в драйвере для GPU Intel. В состоянии первого выпуска ветка Mesa 10.0 имеет экспериментальный статус - после проведения окончательной стабилизации кода будет выпущена стабильная версия 10.0.1.

Основные изменения в Mesa 10.0:

  • Поддержка OpenGL 3.3 и языка описания шейдеров GLSL 1.50/3.30 в драйвере i965 для GPU Intel серии Ivy Bridge и Haswell;
  • Поддержка OpenGL 3.1 в драйвере RadeonSI для GPU AMD с архитектурой GCN (HD7000 и более новые модели). Драйверы Nouveau (nv50, nvc0) и Radeon r600 также пока ограничиваются поддержкой OpenGL 3.1;
  • Поддержка нового интерфейса для обеспечения прямого доступа к видеоадаптеру - DRI3 (Direct Rendering Infrastructure), отличающийся уходом от передачи GEM-обработчиков в пользу применения файловых дескрипторов для передачи объектов ядра между дисплейным сервером и приложением с использованием DMA-BUF. Для ускорения работы в DRI3 активно используется технология DMA-BUF, предназначенная для организации совместного использования буферов драйверами и различными подсистемами.
  • Поддержка расширения GLX_MESA_query_renderer, которое позволяет разработчикам приложений получить больше информации о том, какой именно GPU фактически производит рендеринг сцены и о его свойствах;
  • Поддержка новых расширений OpenGL, определённых в стандартах OpenGL 4.x:
    • GL_AMD_seamless_cubemap_per_texture (в драйвере i965);
    • GL_ARB_conservative_depth (i965);
    • GL_ARB_texture_gather (i965);
    • GL_ARB_texture_query_levels (i965)
    • GL_ARB_texture_mirror_clamp_to_edge
    • GL_ARB_transform_feedback2, GL_ARB_transform_feedback3, GL_ARB_transform_feedback_instanced (в драйвере i965 для GPU семейства Gen7);
    • GL_ARB_sample_shading (i965);
    • GL_ARB_shader_atomic_counters (i965);
    • GL_ARB_vertex_attrib_binding;
    • GL_ARB_vertex_type_10f_11f_11f_rev (i965 и r600g);
    • GL_KHR_debug;
  • Расширены возможности базирующегося на Gallium3D трекера состояний Clover, нацеленного на обеспечение поддержки OpenCL и организации выполнения вычислительных задач на стороне GPU. В новой версии добавлена поддержка расширения OpenCL ICD (Installable Client Drivers), позволяющего обеспечить одновременное сосуществование нескольких реализаций OpenCL;
  • Из поставки удалён трекер состояний для X.Org, который уже длительное время находится в неработоспособном виде и не поддерживается;
  • Прекращена поддержка метода video-accel в драйверах r300 и softpipe.


  1. Главная ссылка к новости (http://lists.freedesktop.org/a...)
  2. OpenNews: Релиз Mesa 9.2 c поддержкой UVD и новой порцией расширений OpenGL
  3. OpenNews: Релиз Mesa 9.0 с поддержкой OpenGL 3.1
  4. OpenNews: Выпущен Mesa 9.1 с поддержкой OpenGL 3.1 для видеокарт Radeon HD2000-HD6000
Лицензия: CC BY 3.0
Короткая ссылка: https://opennet.ru/38558-mesa
Ключевые слова: mesa, 3d, opengl
При перепечатке указание ссылки на opennet.ru обязательно


Обсуждение (30) Ajax | 1 уровень | Линейный | +/- | Раскрыть всё | RSS
  • 1.1, хрюкотающий зелюк (?), 22:34, 01/12/2013 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • –2 +/
    > Расширены возможности базирующегося на Gallium3D трекера состояний Clover, нацеленного на обеспечение поддердки OpenCL и организации выполнения вычислительных задач на стороне GPU. В новой версии добавлена поддержка расширения OpenCL ICD (Installable Client Drivers), позволяющего обеспечить одновременное сосуществование нескольких реализаций OpenCL.

    Я правильно понимаю что это софтовый эмуль? Не обязательно иметь ICD чтобы просто запустить программу, и через ICD он еще позволяет на реальной видеокарте молотить?

     
     
  • 2.2, хрюкотающий зелюк (?), 22:34, 01/12/2013 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • –2 +/
    Ну не эмуляция, а в смысле чтобы на CPU считать как на одном из устройств?
     
  • 2.19, Аноним (-), 15:56, 02/12/2013 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Нет, неправильно. ICD - это "прокси" между программой и фактическими реализациями OpenCL. Само по себе это лишь позволяет существовать более чем 1 реализации OpenCL в системе. Программа имеет дело с этим "прокси" и поэтому дальше запросы могут заворачиваться в различные реализации, коих может быть более 1 штуки. Можно и в CPU-based реализацию заворачивать. Если такая реализация у вас есть, разумеется.
     

  • 1.3, Аноним (-), 22:47, 01/12/2013 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • –4 +/
    Важный релиз, осталось только реализовать шейдеры геометрии и Nvidia пролетает.
     
     
  • 2.14, Zenitur (ok), 13:18, 02/12/2013 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • –1 +/
    NVIDIA делает Optimus, Mesa делает DRI3 для оптимуса. Комментаторы на опеннете кричат "ну что NVIDIA, всосала?!"
     
     
  • 3.20, Аноним (-), 16:09, 02/12/2013 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • –1 +/
    > NVIDIA делает Optimus,

    И где результаты? А, вспомнил! Нвидия - это те пропритарные придypки, которым даже кульные DMA-BUF нормально юзать не судьба, ибо им уже не первый раз показали что блобятина не велкам, но до жирафов из нвидии долго доходит.

    > Mesa делает DRI3 для оптимуса.

    Ты это, не пиши бухим на опеннет. DRI3 - он ни разу не для оптимуса. Он в основном для иксов и прочих желающих пользовать подпертые DMA буфера. Оптимус тут вообще если как-то и относится то сильно сбоку. А невидия помнится имела много головняка, ибо на эти символы повесили противопроприерасовское GPL_ONLY. Невидия долго ныла что так не честно, но ей показали то же что и обычно, так что они упхнулись и пошли воркэраундить как умеют.

    > Комментаторы на опеннете кричат "ну что NVIDIA, всocaла?!"

    Дык они регулярно всacывaют, как с DMA-BUF, например. В линухе с блобмейкерами никто церемониться не намерен и подстилаться под них не собирается, за таким к бздюкам, у них гибкость прокачана.

     

  • 1.5, Baz (?), 23:19, 01/12/2013 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • +/
    у меня вся система ща работает исключительно на Intel HD4000 Ivy Brige, хотя есть в системе и Nvidia GT 650m, которая хер пашет даже на блобе))))) потому, УРА!
     
     
  • 2.15, Zenitur (ok), 13:24, 02/12/2013 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • –1 +/
    > у меня вся система ща работает исключительно на Intel HD4000 Ivy Brige,
    > хотя есть в системе и Nvidia GT 650m, которая хер пашет
    > даже на блобе))))) потому, УРА!

    У меня точно такая же конфигурация, такой ноутбук http://www.dns-shop.ru/catalog/i170744/173-noutbuk-dns.html Подключил свой USB HDD с openSUSE, Intel подхватился сразу. Подключил репозиторий с Bumblebee, Optimus заработал. Затем подключил репозитории X11:Xorg и Kernel:Stable, обновил иксы и ядро. Включил официальный Optimus, в котором Intel не используется. У меня всё работает.

     
     
  • 3.17, Michael Shigorin (ok), 14:09, 02/12/2013 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • –1 +/
    > Подключил свой USB HDD с openSUSE, Intel подхватился сразу. Подключил репозиторий
    > с Bumblebee, Optimus заработал. Затем подключил репозитории X11:Xorg и Kernel:Stable,
    > обновил иксы и ядро. Включил официальный Optimus, в котором Intel не
    > используется. У меня всё работает.

    А у нас всё нужное в одном репо, там же и primus недавно появился :)

     
     
  • 4.18, Zenitur (ok), 15:09, 02/12/2013 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • –2 +/
    Спасибо за совет. Мне пришлось подключать репозитории для официального Optimus из-за того что у меня не openSUSE 13.1 а 12.2 - не хочу Systemd.
     
  • 4.21, Аноним (-), 16:11, 02/12/2013 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • –1 +/
    > А у нас всё нужное в одном репо,

    А аналог oibaf PPA у вас есть? Чтобы нормальный свежий графический стек на погонять, при том открытый и без всякой проприетарщины.

    А то разводить маркетинговый булшит на форуме - это прекрасно, но половина багов в сабже были удавлены сугубо благодаря презренным убунтам и ппашечкам от фиг знает кого. А вовсе и не благодаря юзерам альтов и прочим снобам.

     
     
  • 5.24, Michael Shigorin (ok), 17:27, 02/12/2013 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • –1 +/
    >> А у нас всё нужное в одном репо

    Собсно вот и mesa: http://git.altlinux.org/tasks/archive/done/_107/109666/

    > А аналог oibaf PPA у вас есть? Чтобы нормальный свежий графический стек
    > на погонять, при том открытый и без всякой проприетарщины.

    Недавно спрашивал shrek@, не собирает ли сбоку для себя гитовое -- говорит, нет.

    > А то разводить маркетинговый булшит на форуме - это прекрасно, но половина
    > багов в сабже были удавлены сугубо благодаря презренным убунтам и ппашечкам
    > от фиг знает кого. А вовсе и не благодаря юзерам альтов и прочим снобам.

    Так почему презренным, за такое участие -- честь и хвала.  А из "юзеров альтов" vsu@ довольно много работал над драйвером radeon, так что про снобов Вы с себя начинайте. :)

     
     
  • 6.27, Аноним (-), 00:18, 03/12/2013 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • –1 +/
    > Собсно вот и mesa: http://git.altlinux.org/tasks/archive/done/_107/109666/

    Вы так говорите, как будто все в курсе внутренней кухни с какими-то внутренними тасками.

    >> А аналог oibaf PPA у вас есть? Чтобы нормальный свежий графический стек
    >> на погонять, при том открытый и без всякой проприетарщины.
    > Недавно спрашивал shrek@, не собирает ли сбоку для себя гитовое -- говорит, нет.

    Ну ой. Затея с PPAшками хороша тем что они позволяют камикадзить достаточно прицельно. То-есть, если я готов погонять свежую MESA из интереса и посмотреть как там дела с багами - это не значит что я готов получить из всей системы минное поле. PPAшки как раз именно это и обеспечивают.

    > Так почему презренным, за такое участие -- честь и хвала.

    Ну там просто на форуме фороникса подобралась неплохая компания (как минимум относительно Radeon как раз): Fabio (который oibaf) билдует, Дейчер смотрит что пишет юзерье о всем этом и потом все накопанные юзерями баги заруливают. В целом вроде прилично работает, багов давят хорошо.

    > А из "юзеров альтов" vsu@ довольно много работал над драйвером radeon, так
    > что про снобов Вы с себя начинайте. :)

    А, ну тогда ой, извините за снобизм. Правда я не припоминаю такого в коммитах, как минимум недавних, но вероятно это мой продолб.

     
     
  • 7.31, Michael Shigorin (ok), 00:45, 03/12/2013 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • –1 +/
    > Вы так говорите, как будто все в курсе внутренней кухни с какими-то
    > внутренними тасками.

    Та ни, всего лишь "не вру".

    > Затея с PPAшками хороша тем что они позволяют камикадзить достаточно прицельно.

    Да-да, я уже оценил Ваши предыдущие выступления именно на тему oibaf, кроме шуток.

    В альте есть возможность делать достаточно развесистые и "долгоиграющие" (но не вечные) сборочные задания, которые одним движением apt-repo подключаются к апту -- но вот насчёт "карманов" (аналогом которых являются PPA и OBS-ные частные репозитории) дебаты порой идут не первый год, пока всё упёрлось в определение того, чем они являются и чем -- нет.

    Отчасти даже и хорошо, что не стали делать, не осознав как следует: такие штуки тоже ведь порождают мини-форки (особенно заметно на библиотеках при сдвигах ABI), и надо очень хорошо понимать критерии их отдельного существования, мержа или прибивания, чтобы не породить большую помойку.  Здесь мысли есть (и IMHO тот же OBS пошёл заметно дальше LP), но пока их недостаточно.

     

  • 1.6, Аноним (-), 23:31, 01/12/2013 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • +2 +/
    >Поддержка нового интерфейса для обеспечения прямого доступа к видеоадаптеру - DRI3 (Direct Rendering Infrastructure), отличающийся уходом от передачи GEM-обработчиков в пользу применения файловых дескрипторов для передачи объектов ядра между дисплейным сервером и приложением

    Хорошая тенденция, к DRI4 для передачи объектов можно перейти использованию сетевых сокетов.

     
     
  • 2.22, Аноним (-), 16:14, 02/12/2013 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    > Хорошая тенденция, к DRI4 для передачи объектов можно перейти использованию сетевых сокетов.

    Угу, губозакатывательную машинку купите. Впрочем, если 10-гбитные сети подпертые DMA пойдут в массы - приходите и не забудьте рассказать что наступило всеобщее счастье.

     
     
  • 3.26, Michael Shigorin (ok), 17:28, 02/12/2013 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    > Впрочем, если 10-гбитные сети подпертые DMA пойдут в массы

    Так давно уже пошли (только это RDMA).

     
     
  • 4.28, Аноним (-), 00:19, 03/12/2013 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    > Так давно уже пошли (только это RDMA).

    Что-то не вижу дешевых и массовых. Особенно работающих на приличные расстояния.

     
     
  • 5.32, Michael Shigorin (ok), 00:51, 03/12/2013 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    >> Так давно уже пошли (только это RDMA).
    > Что-то не вижу дешевых и массовых.

    16-й слайд http://ftp.linux.kiev.ua/pub/conference/peers/foss-sea/2011/reports/shigorin- на массовость с учётом давности сгодится? :)

    > Особенно работающих на приличные расстояния.

    Сто метров по стеклу видел -- Вы ведь от гигабита по меди больше не требуете? -- да и время распространения сигнала уже начинает играть роль, если важна не только полоса, но и латентность.

     

  • 1.7, Аноним (-), 23:32, 01/12/2013 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • +/
    > одновременное сосуществование нескольких реализаций OpenCL

    Вот бы они еще для OpenGL такое сделали.

     
     
  • 2.11, Аноним (-), 06:06, 02/12/2013 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +1 +/
    > Вот бы они еще для OpenGL такое сделали.

    https://github.com/aritger/linux-opengl-abi-proposal/blob/master/linux-opengl-

     
  • 2.29, Аноним (-), 00:20, 03/12/2013 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    > Вот бы они еще для OpenGL такое сделали.

    А смысл? Открытые драйвера и закрытые клещатся по такому количеству вещей что одновременно их совсем никак. Начиная от ядерных модулей "какой модуль рулит этим девайсом" и дальше.

     
     
  • 3.35, Аноним (-), 08:06, 04/12/2013 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Ничего не мешает. Ядерные модули друг другу не мешают если для каждого устройства свой, glx и libgl этот прокси умеет.
    Смысл этого для оптимуса и аналогичных технологий.
     

  • 1.8, MicrosoftBSD (?), 00:33, 02/12/2013 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • –2 +/
    кто-нить пробовал майнить на Mesa или на проприетарном лучше?
     
     
  • 2.9, Аноним (-), 03:45, 02/12/2013 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Вот это запл! И какое же отношение майнинг имеет к Mesa? Аж самому смешно :)
     
     
  • 3.13, savant (ok), 11:06, 02/12/2013 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Ибо Clover. Майнить можно, но на блобе значительно быстрее.
     
  • 3.16, Zenitur (ok), 13:35, 02/12/2013 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    > Вот это запл! И какое же отношение майнинг имеет к Mesa? Аж самому смешно :)

    http://www.opennet.me/opennews/art.shtml?num=33543
    http://www.opennet.me/opennews/art.shtml?num=36694

     
  • 3.30, Аноним (-), 00:29, 03/12/2013 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    > Вот это запл! И какое же отношение майнинг имеет к Mesa?

    Ну вот как-то так: Том Стеллард из AMD показывает как майнить биткоины с открытым драйвером :) http://www.stellard.net/tom/blog/?p=37

     

  • 1.12, сергей (??), 09:37, 02/12/2013 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • +1 +/
    http://www.youtube.com/watch?v=3aIf1YWfIWc полет над Андами, весящий менее 1 Кб. мастер-класс.
     
     
  • 2.23, Аноним (-), 16:17, 02/12/2013 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +2 +/
    > http://www.youtube.com/watch?v=3aIf1YWfIWc полет над Андами, весящий менее 1 Кб. мастер-класс.

    Неплохо для 1Кб. Только не очень понятно как оно относится к сабжу. Оно юзает OpenGL? Доступны исходники? Или при чем тут опеннет и MESA?

     

     Добавить комментарий
    Имя:
    E-Mail:
    Текст:



    Партнёры:
    PostgresPro
    Inferno Solutions
    Hosting by Hoster.ru
    Хостинг:

    Закладки на сайте
    Проследить за страницей
    Created 1996-2024 by Maxim Chirkov
    Добавить, Поддержать, Вебмастеру